Вверх

Инклюзивное образование

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование инклюзивной образовательной среды в Российской Федерации

21 Декабря 2020 г.233

1. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года
N 363). URL:
http://docs.cntd.ru/document/554102819

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642).
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/#1000

3. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.
URL:
http://base.garant.ru/2565085

4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] / Принята всенар. голосованием от 12 декабря 1993 г.
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [Электронный ресурс] (утв. заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26 мая 2012 г. № 2405п-П8). URL: http://artmetod.tmb.muzkult.ru/media/2018/09/10/1217482750/Kopmleks_mer_2012.pdf

6. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями [Текст] / Согл. с Министерством образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 06-599.

7. Методические рекомендации об организации приема инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательные организации высшего образования (утв. Министерством образования и науки РФ 29 июня 2015 г. N АК-1782/05). URL: https://base.garant.ru/71231214/

8. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн). URL: https://base.garant.ru/70680520/

9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств. Иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / Утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 августа 2019 г. № 589-ст. URL: https://base.garant.ru/73664694/

10. Об осуществлении мониторинга системы образования [Электронный ресурс] / Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г.
№ 662. URL:
https://base.garant.ru/70429494

11. О мерах государственной поддержки талантливой молодежи [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325. URL: https://base.garant.ru/6198652/

12. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: https://base.garant.ru/70170946/

13. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] / Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/

14. О ратификации Конвенции о правах инвалидов [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ.
URL:
https://base.garant.ru/70170066/

15. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/

16. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.; одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

17. Об утверждении комплексных мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы [Электронный ресурс] / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1921-р.
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70142636/

18. Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Распоряжение Министерства просвещения России от 28 февраля 2019 г. № Р-16 (в редакции от 18 октября 2019 г.). – п. 3.
URL:
http://docs.cntd.ru/document/554207472

19. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования / Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 сентябряг. № 1061. URL: https://base.garant.ru/70480868/

20. Об утверждении Типовой программы сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве [Электронный ресурс] / Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. № 804н/299/1154.
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039590/

21. Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 июня 2020 г. № 726). URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1201&cat=/ru/documents/docs/

22. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (утв. Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309). URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-09112015-n-1309/

23. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70503294/

24. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноябряг. N 1259).
URL:
https://base.garant.ru/70581484/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

25. Порядок приема лиц на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2019 г. № 602). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72946248/

26. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147).
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74441661/

27. Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 январяг. N 13). URL: https://base.garant.ru/70480868/

28. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. № 636).
URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71045690/

29. Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582).
URL:
https://base.garant.ru/70413268/

30. Руководство по соблюдению организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства Российской Федерации в сфере образования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (с учетом особенностей приема на обучение на 2020/2021 учебный год).- утв. Рособрнадзором.
URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357318/

31.Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации (утв. приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 г. № 785). URL: https://base.garant.ru/70713570/

32. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
URL:
https://base.garant.ru/70170946/#block_36

 

 

Онлайн-конференция «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры»

20 Октября 2020 г.415

20 октября 2020 года благотворительный фонд «КАФ» проводит онлайн-конференцию «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры».

Мероприятие прошло при поддержке АО КБ «Ситибанк», РООИ «Перспектива», Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства», Фонда социального развития и охраны здоровья «Фокус-медиа», центра «Работа-i».

Спикеры конференции рассказали о своих проектах, опыте и результатах реализации.

На конференции были рассмотрены вопросы:

  • Региональные экономические различия и иные факторы, влияющие на успешность программ поддержки молодежи на рынке труда.
  • Эффективные формы поддержки молодых людей из числа сирот, с инвалидностью и в других трудных жизненных ситуациях.
  • Мотивация к трудоустройству у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
  • Опыт российских компаний в трудоустройстве молодых людей из уязвимых групп.
  • Примеры сотрудничества доноров и НКО в программах трудоустройства молодых людей из числа сирот, с инвалидностью, в других трудных ситуациях.
  • Проблемы и решения в сфере трудоустройства молодых людей в ключевых сферах (образование, государственная и муниципальная поддержка, центры занятости и трудоустройства).

Сайт конференции: https://philanthropy.tilda.ws/caf/conference

Консультации по вопросам инклюзивного образования. Работа Call-центра МГППУ

 

Call-центр ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ продолжает работу.

 

Специалисты Call-центр готовы проконсультировать по следующим направлениям:

  • по вопросам выбора направления подготовки и вуза обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
  • участия в мероприятиях по развитию инклюзивного образования (международные научно-практические конференции, всероссийские и межрегиональные, городские конференции, проектные сессии, форсайт-сессии, методические семинары и вебинары, мероприятия по профориентации и содействию в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидностью);
  • услугам, предоставляемым Центром коллективного пользования:
  • использование специальных технических средств и ассистивного оборудования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, позволяющее работать с учебно-методическими материалами в доступных форматах студентам с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата;
  • по вопросам заполнения мониторинговых форм, направленных на исследование социально- университетов, потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также содействию трудоустройству выпускников с ОВЗ и инвалидностью;
  • ответы на вопросы родителей и/или законных представителей.

 

Работа Call-центра обеспечена в режиме 5 дней в неделю с 10.00 – 18.00 часов мск. времени.

 

Номер телефона горячей линии: 8-800-707-49-29.

 

 

 

Общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар "Инклюзивное высшее образование: методология, исследования, лучшие практики"

9 июня 2020 года состоялся общероссийский экспертный сетевой онлайн-семинар "Инклюзивное высшее образование: методология, исследования, лучшие практики". 

Темой обсуждения стали ключевые направления совместных исследований в области инклюзивного высшего образования, современные практики обучения студентов в инклюзивной среде вуза, а также вопросы профессиональной подготовки кадров, работающих со студентами с инвалидностью.

С приветственным словом к участникам обратился Смолин Олег Николаевич, депутат Государственный думы, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науки, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», вице-президент Всероссийского общества слепых, д-р филос. наук, академик РАО.

В экспертном семинаре приняли участие представители ассоциации инклюзивных вузов: МГППУ, ТюмГУ, НГТУ,  РГПУ им. А.И. Герцена, НГПУ им. К. Минина, которые поделились результатами исследований в области инклюзивного образования, обозначили актуальные проблемы и пути их решения, представили лучшие практики.

 

Информационный марафон "Лучшие инклюзивные практики ВУЗов"

В рамках сотрудничества с Московсим государственным психолого-педагогическим университетом в сфере инклюзивного образования Рязанский государственный радиотехнический университет имени В.Ф. Уткина принял участие в информационном марафоне "Лучшие инклюзивные практики вузов-партнеров".

РГРТУ представил успешное многолетнее взаимодействие университета с Центром образования «Дистанционные технологии» (ЦОДТ) г. Рязани, на базе которого обучаются ученики с особыми образовательными потребностями. Информационное взаимодействие с директором ЦОДТ Карпачевой Галиной Владимировной, преподавателями, родителями, учениками осуществляется по различным направлениям: индивидуальное, групповое консультирование, приглашение на экскурсии, дни открытых дверей, дистанционная подготовка старшеклассников, тьюторское сопровождение поступивших студентов в течение всего периода обучения.

В рамках профориентационной работы в Рязанском государственном радиотехническом университете проводятся экскурсии для школьников Центра образования «Дистанционные технологии», в которых традиционно принимают участие школьники старших классов, учителя, родители.В 2019 году выпускники дистанционной школы «ЦОДТ» г. Рязани успешно закончили РГРТУ: студент Денис А. с ограничениями по слуху получил диплом по специальности «Экономическая безопасность». Студент-колясочник Антон А. отлично защитил выпускную квалификационную работу и получил диплом бакалавра по направлению «Прикладная информатика».

Успешным примером сотрудничества является привлечение специалистов ЦОДТ в качестве экспертов на защите студенческих проектов в номинации «Моя социальная инициатива».

Подробнее: http://rumts.mgppu.ru/index.php/2017-12-05-20-16-27/272-informatsionnyj-marafon-luchshie-inklyuzivnye-praktiki-vuzov-partnerov-predstavlyaet-opyt-ryazanskogo-gosudarstvennogo-radiotekhnicheskogo-universiteta-imeni-v-f-utkina

 

Межотраслевая научно-практическая онлайн-конференция «Кадровое обеспечение инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

22.05.2020 года состоялась межотраслевая научно-практическая онлайн-конференция «Кадровое обеспечение инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью».

Организатором конференции выступил Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. На конференции были представлены доклады коллег, имеющих многолетний положительный опыт работы по различным направлениям инклюзивного образования.

Так В.З. Кантор, проректор по инклюзивному образованию, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург обозначил проблемы профессионально-личностной готовности преподавателей в инклюзивном высшем образовании.

Т.Ф. Краснопевцева, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина представила концепцию, структуру и содержание сетевого повышения квалификации преподавателей в системе инклюзивного высшего образования.

Об опыте межвузовского взаимодействия как ресурсе обеспечения готовности преподавателей к реализации инклюзивного высшего образования, рассказала Г.Г. Саитгалиева, директор ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, кандидат социологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета.

Были затронуты вопросы кадрового обеспечения, организации адаптивной физической культуры и спорта, трудоустройства выпускников. От РГРТУ в конференции принимала участие Клейносова Надежда Павловна.

Открытый онлайн-курс "Общение без ограничений" от Университета Банка России

20 Марта 2020 г.955

Университет Банка России запустил открытый онлайн-курс "Общение без ограничений".

https://university.cbr.ru/view_doc.html?mode=start_page

Курс не имеет возрасных ограничений и предназначен для ознакомления граждан с основными правилами поведения с людьми с инвалидностью.

Время прохождения курса - 30 минут.

Необходима регистрация на сайте.

II Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов "Профессиональное завтра"

Московский государственный психолого-педагогический универсситет провел

II Всероссийский сетевой конкурс студенческих проектов "Профессиональное завтра" с участием студентов с инвалидностью.

От Рязанского государственного радиотехнического университета имени В.Ф. Уткина в конкурсе участвовал студент гр. 7044 Облов Илья.

На суд эксперного жюри было представлено эссе "Почему я ценный и полезный работник: 10 аргументов", которое высоко оценило представленную работу.

oblov sertifikat

V Международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность"

23-25 октября 2019 года в Московском государственном психолого-педагогическом университета проходит V Международная научно-практическая конференция "Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность". Конференция проходит с 2011 года  и собирает на своих площадках отечественных и зарубежных ученых, специалистов, практиков в области инклюзивного образования.

knp 1

23 октября в работе конференции приняла участие к.п.н. , директор ЦДО Клейносова Надежда Павловна.

Особый интерес представляет опыт зарубежных университетов по профессиональной ориентации, сопровождению и трудоустройству студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Коллеги из ведущих университетов России, ресурсных учебно-методических центров представили результаты исследований, прокомментировали основные тенденции мотивации на различных ступенях образования, поделились практическим опытом подготовки образовательных учреждений к прохождению процедуры аккредитации.

Рязанский государственный радиотехнический университет - Инклюзивное образование